Ожидается, что рынок мороженого в России будет медленно, но стабильно расти — в среднем на 5% ежегодно.
По оценкам, за последние годы рынок мороженого в России в натуральном выражении достиг максимального значения в 2021 году. Тогда объем рынка (объем видимого потребления: производство с учетом импорта за минусом экспорта) вырос на 15,7%, до 513 тыс. т. По имеющимся данным о состоянии рынка, в 2022 году его объем сократился (примерно на 10%), но в 2023 году, как ожидалось, он снова должен был вырасти, достигнув порядка 507 тыс. т. По прогнозам, в период до 2027 года рынок будет расти в среднем на 5% каждый год.
В последние годы на рынке наблюдались периоды роста и спада. В целом, наиболее весомый вклад вносит продукция отечественного производства, а импортные и экспортные поставки не играют существенной роли. Также, очевидно, для рынка характерна выраженная сезонность (основной объем продукции выпускается в мае-июле), а на количественные показатели влияют погодные условия в весеннее и летнее время.
Если говорить о наиболее популярных видах мороженого в России, на рынке с большим отрывом лидирует категория пломбира. Например, в 2022 году на пломбир приходилось свыше 50% общего объема производства, на сливочное мороженое – 12%, а на мороженое с заменителем молочного жира – почти 18%. Интересно отметить, что, несмотря на существующие в пищевой промышленности тенденции к использованию более дешевого сырья, в последние годы производство мороженого с заменителем молочного жира не росло, а сокращалось – с 101 тыс. т. в 2011 году до 82 тыс. т. в 2022 году.
Исследования спроса среди покупателей также подтверждают, что любимое мороженое россиян – это пломбир. Другие популярные категории — мороженое в шоколадной глазури и шоколадное мороженое. При этом самый популярный формат мороженого — вафельный стаканчик, а покупают мороженое летом, как правило, раз в неделю или раз в месяц.
Подробная аналитика по состоянию рынка доступна в исследовании «AnalyticResearchGroup» «Российский рынок мороженого: комплексный анализ и прогноз».